|
С начала 80-х годов врачи почти всех государств
используют Международную статистическую классификацию причин смерти
и болезней 9-го пересмотра (МКБ-9), составленную специальным комитетом
Всемирной организации здравоохранения.
(В 1982 году Министерство здравоохранения СССР
(1) выпустило адаптированный для использования
в СССР раздел V МКБ-9 "Психические расстройства", из
которого мы и брали соответствующие определения).
В этой классификации имеется шифр 307 ("специфические симптомы
или синдромы, не классифицируемые в других рубриках"), ими
обозначают заикание, тики (включая синдром Жиля де ля Ту-ретта),
недержание мочи и кала, диссомнии, трихо-тилломанию и некоторые
другие психогенные расстройства.
Большинство наиболее частых во врачебной практике указанных расстройств
и рассматриваются в этой книге. Они встречаются во всех возрастных
группах, но преимущественно у детей и подростков, и тогда в одинаковой
степени могут быть отнесены как к педиатрии и детской невропатологии,
так и к детской психиатрии. Поэтому мы предпочитаем называть их
психоневрологическими, а не психическими или неврологическими
расстройствами. Основная масса подобных больных лечится у психиатров,
невропатологов и педиатров или одновременно у тех и у других.
Автор - психиатр и психотерапевт, поэтому в книге в основном излагается
психопатологический и психотерапевтический аспекты проблемы. Но
мы не сомневаемся, что ознакомление с такими подходами будет небесполезно
и небезынтересно для врача любой специальности.
Прилагательное "психоневрологический" в медицинской
литературе используется в разных случаях, но в основном для обозначения
расстройств, расположенных на грани психиатрии и невропатологии,
либо находящихся между нормой и психической патологией. В этих
двух смыслах мы и используем термин: системные психоневрологические
нарушения, описываемые в книге, одновременно касаются и невропатолога
и психиатра, и занимают промежуточное место между психической
нормой и патологией, т. е. относятся к пограничным нервно-психическим
нарушениям.
Данная группа нарушений наиболее важна для практического здравоохранения,
ибо подавляющее большинство пациентов детского и в меньшей степени
подросткового психиатра и невропатолога это больные с подобными
расстройствами. Однако данный раздел мало освещен в современной
литературе. Дело осложняется и тем, что значительная часть подобных
публикаций (особенно за рубежом) трудна для понимания практическому
врачу: книги переполнены формулами, диаграммами, таблицами, которые
хотя и украшают ту или иную работу, но не вносят ясность, так
как касаются вариантов разнообразных частностей, далеких от реальных
проблем конкретных пациентов. За всеми этими таблицами и формулами
чаще всего исчезают люди со всеми особенностями заболевания, с
переживаниями, отношениями друг с другом и к своему расстройству.
Односторонний уход от больного в сторону математизации и технизации
- это уход от клинического анализа пациента, т. е. той живительной
силы, которая, как земля Антею, придает врачу профессиональное
мастерство и уверенность в победе над болезнью.
Инструментальные методы, без использования которых невозможно
представить хирургические и многие другие дисциплины, не нашли
большого применения в психиатрии: и психика явление слишком сложное,
и современные технические методы в применении их к исследованию
психики пока еще слишком примитивны, а данные, полученные с их
помощью, большей частью противоречивы либо не несут той информации,
которую нельзя было бы получить клиническим методом исследования.
Важнейшим компонентом клинического подхода является динамическое
изучение болезни. Непонимание динамичности заболевания привело
в свое время к выделению так называемых моносимптомных расстройств,
т. е. таких нарушений, которые якобы состоят из одного или по
крайней мере двух-трех симптомов. Этот термин нам представляется
в высшей степени неудачным, так как он неправильно ориентирует
врачей как в теоретическом, так и в практическом отношении. За
тридцать лет врачебной деятельности мы не встречали ни одного
пациента, у которого болезнь исчерпывалась бы одним или двумя
симптомами - обычно существенных признаков было значительно больше.
Поэтому мы пользуемся термином системные нарушения, как наиболее
адекватным.
Этим термином мы обозначаем не все пограничные нервно-психические
расстройства, состоящие из минимума симптомов, но только те, при
которых стойко нарушена та или иная функция, а общесоматические
или общепсихоневрологические расстройства не очень значительны.
Исходя из этого становится понятным, почему мы не обсуждаем различные
неврозы и психозы с соматической окраской или соматические болезни
с психоневрологическими включениями.
Системные психоневрологические расстройства не исчерпываются неврозами
и неврозоподобными нарушениями, сюда входят и такие аномалии,
как, скажем, дерматомании и некоторые иные расстройства, которые
большей частью не являются невротическими или неврозоподобными.
Системные психоневрологические расстройства - привилегия детей
и подростков, у взрослых они редки, а если и встречаются, то преимущественно
как продолжение начавшихся в детстве нарушений. Поэтому порой
мы будем опускать добавление "у детей и подростков".
Ведущий советский специалист в области детской
психоневрологии профессор Р. А. Харитонов (рецензент этой книги)
(2) в частной беседе с автором выразил сомнение
в обоснованности включения в монографию главы о болезни Туретта,
представив ряд убедительных аргументов, на которые у пишущего
эти строки было не меньше столь же убедительных контраргументов.
Давно известно, что бесспорными признаются лишь те публикации,
которые никого не интересуют: системные же психоневрологические
расстройства это такие нарушения, которые чрезвычайно актуальны
как в теоретическом, так и в практическом отношении, они мало
кого оставляют равнодушными.
Каждое новое поколение ученых располагает куда большей информацией,
чем их предшественники; поэтому многое из того, что думали одни
исследователи, может показаться заблуждением или наивностью с
точки зрения исследователей последующих эпох. Подобная ситуация
столь же естественна и закономерна, как и то, что многие знания
конца XX столетия через сто или двести лет будут казаться безнадежно
устаревшими. Но это не дает оснований для непочтительного отношения
к предшественникам: в конце концов все живущие на земле являются
чьими-то предшественниками. Многие ученые (большинство из них
мы, к сожалению, не имеем возможности упомянуть), внесшие большой
вклад в изучение системных психоневрологических расстройств, ошибались
в оценке тех или иных явлений, если судить с высоты конца XX столетия,
но они ошибались так, как могут ошибаться лишь выдающиеся люди.
Эта книга - не свод анализа заблуждений и находок ученых разных
эпох, поэтому мы постараемся меньше всего касаться вопросов истории.
И еще одна принципиальная особенность "Системных психоневрологических
расстройств у детей и подростков" - книга ориентирована,
главным образом, на практического врача: она предполагает дать
ему в первую очередь информацию, которую он сможет использовать
для диагностики и непосредственного лечения (в основном в амбулаторных
условиях) пациентов любого возраста.
Материал излагается в той последовательности, в которой он обозначен
в МКБ-9. В 1985 году московское издательство "Медицина"
выпустило мою монографию "Недержание мочи и кала", а
в 1989 году "Просвещение"-хрестоматию "Заикание
у подростков". В 1990 году киевское издательство "Высшая
школа" опубликовало первый в отечественной истории учебник
по детской психотерапии "Основы психотерапии детей и подростков"
- к ним я отправляю любознательных читателей, особенно тех, кто
интересуется моими взглядами на научную психотерапию и логопедию
детей и подростков.
"Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков",
как и упомянутые выше книги, основаны на личном опыте автора.
Поскольку я издаю эту работу на свои средства, я вынужден быть
лаконичным и экономным, поэтому, в частности, не привожу подробный
библиографический указатель, который, впрочем, с моей точки зрения,
и не нужен: я говорю о своих исследованиях, о чужих я много писал
в обзорах литературы, опубликованных на страницах научных журналов,
выпустил около сотни рецензий на почти все выходившие в 60-80-х
годах заслуживающие внимания монографии.
Многое из того, о чем я пишу в "Системных психоневрологических
расстройствах у детей и подростков", мне самому остается
еще неясным; в том, чем я занимаюсь, рано ставить точку - тут
скорее подходит многоточие.
1. В конце 1991 года СССР распался
на множество независимых государств и исчез с политической карты
мира. Книга создавалась тогда, когда Советский Союз еще существовал,
поэтому везде сохраняется соответствующая терминология (вернуться).
2. Кроме Ленинградского (теперь
Петербургского) НИИ психоневрологии им. Бехтерева рукопись была
отрецензирована в НИИ педиатрии АМН (Москва), на кафедре детской
невропатологии Второго Московского медицинского института им.
Пирогова (ныне Московский медицинский университет), в НИИ педиатрии
МЗ РСФСР и еще в двух учреждениях; отредактирована доктором медицинских
наук А. И. Берестовым. Публикация рукописи в значительной степени
задерживалась из-за того, что автору постоянно приходилось отбивать
навязывание в качестве соавторов высокопоставленных деятелей здравоохранения
(вернуться).
На
главную страницу
|
|