|
Предисловие
А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни
ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре..." Значит, игра, ее организация -- ключ
в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра --
это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается
ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра -- это и школа
общения для ребенка.
Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические.
Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединять родителей
и детей. Именно такой дух раскованности, игры царит в доме Бориса
Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это позволяет родителям
не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим
педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога
сразу же становится кровным делом детей, а воспитание -- творчеством.
В жизни этой семьи не понукания и запреты стоят на первом месте,
а совместные радостные поиски и переживания от удачных находок.
Внутренне родившееся усилие приводит к образованию новых потребностей
испытать себя в деле, повторить удовольствие от успеха, пережитого
в игре.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле
она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии,
ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно
напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.
Если внимательно всмотреться в быт семьи Никитиных, то можно заметить
своеобразные мостики, которые соединяют игровое начало с неигровым.
Сын Алеша приобрел ловкость в игре. И это качество само по себе
срабатывает, когда он чинит крышу -- тут ведь тоже ловкость нужна.
А когда он по нескольку часов сидит за изготовлением точного прибора
-- здесь не только выдержка и аккуратность нужны, но и приобретенные
в играх находчивость, сметка.
Думается, что к этим сложнейшим связям, которые сложились в семье
Никитиных, Борис Павлович и его жена Лена Алексеевна пришли сознательно.
Уже давно Борис Павлович увлечен педагогикой и психологией. Он
создавал психологические тесты, задачи для определения творческих
способностей школьника. Поэтому игровой опыт Никитиных можно рекомендовать
родителям.
Игры, описанные в этой книге, не просто собраны, не просто подобраны
методически и описаны -- они "рождены", переосмыслены,
додуманы, выверены опытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных.
Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь
одной своей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой
Предоставления Возможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский,
Б. Спок, Я. Корчак. Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают
эту педагогику в условиях своей многодетной семьи. Получить представление
об этой педагогике, почувствовать ее главный смысл и "аромат",
перенять ее можно по тем правилам, которые сформулированы в этой
книге.
Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся
в начале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей
развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация
максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение
потолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе
деятельности; 5) помощь взрослых.
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху.
Только их совокупность даст определенные результаты, в чем могут
убедиться читатели. Эта книга описывает подсистему системы воспитания
Никитиных, что доказывается соответствием особенностей игр тем
пяти условиям, которые выдвинуты:
1) "пища" для ума с раннего возраста;
2) условия для опережающего развития способностей;
3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка",
ребенок развивается наиболее успешно;
4) игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;
5) родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности.
Это значит, что даже в отрыве от всей остальной системы Никитиных
грамотное применение описанных здесь игр само по себе даст толчок
в развитии ребенка.
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей
сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных
2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые.
Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных
способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном
смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых
моментов. Поэтому автор книги настойчиво предостерегает родителей,
которые, желая блага своему ребенку, могут перегрузить его занятиями,
не учитывая индивидуальных особенностей. Поэтому -- никакого принуждения!
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,
открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу,
изготовить игры и начать играть.
Что такое развивающие игры
Мы получаем много писем, и в большинстве из них просьбы: "Поделитесь
своими секретами воспитания", "Напишите подробно, как
вы развиваете своих малышей", "Где найти описание ваших
игр?"
Секретов у нас, конечно, никаких нет, но отличий от традиционных
методов воспитания накопилось уже довольно много, и одно из них
-- развивающие игры. Эти игры необычные. Они родились в общении
с детьми и при их непосредственном участии. Вот уже более пятнадцати
лет они "проходят проверку" на практике не только в
нашей большой семье, но и в самых различных семьях, а также в
Экспериментальной студии эстетического воспитания дошкольников
(г. Химки) и вызывают интерес не только у детей, но и у многих
родителей. В них можно играть и в одиночку, и целой компанией,
и в детском саду, и в школе, а можно устраивать настоящие соревнования
с самим собой или с собственными папой, мамой, бабушкой. Любопытно,
что в соревнованиях между взрослыми и детьми довольно скоро начинают
побеждать и маленькие, и не в результате какого-нибудь слепого
везения, а в честном -- на равных! -- интеллектуальном поединке,
где сражаются смекалка, внимание, глазомер и множество других
качеств человеческого ума. И не просто сражаются, но при этом
и успешно развиваются.
Эти игры, по нашему мнению, могут служить хорошим дополнением
к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую
пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых,
учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе
и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время,
когда малыш наиболее восприимчив к развитию, -- в дошкольном детстве...
Огромный универсальный магазин "Детский мир" -- настоящее
царство игр и игрушек. Чего тут только нет! На все вкусы и возрасты:
и настольные, и электрифицированные, и механические, и музыкальные...
Море красок и -- океан ребячьих желаний: "Мам, купи! Ну,
пожалуйста... ты же обещала!"
Какое родительское сердце не дрогнет? Но давайте попытаемся разобраться:
чем вы руководствуетесь при покупке детской игрушки или игры?
-- Желанием ребенка? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно? Модно?
Ну вот уже купили: это очередная кукла, автомобиль или что-то
дорогое, сверкающее, совсем-совсем как настоящее... "Спасибо,
мамочка!" Новая игрушка -- всегда радость, но... проходит
полчаса, час, в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже
неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или... папа с мамой?
Вопрос этот очень не прост. "Понимание атома -- это детская
игра по сравнению с пониманием детской игры" -- в этом образном
высказывании физиолога X. Хогленда выражено и огромное уважение
к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной
сложности этой проблемы.
Об играх написано немало книг. Специалисты создают новые игрушки,
их производством занимаются целые отрасли промышленности. Все
это, конечно, не только потому, чтобы дать детям больше радости
и забав. Игрушки, игры -- одно из самых сильных воспитательных
средств в руках общества. Игру принято называть основной формой
деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются
разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные
и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете,
что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом
человеческую личность!
Люди совершают каждый день массу всяких дел, маленьких и больших,
простых и сложных. Каждое дело -- задача, более или менее трудная.
Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости,
все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной
меркой -- известная, старая эта задача или неизвестная, новая?
Продолжить
знакомство с книгой
На
главную страницу
|
|